fbpx
(073) 922 44 90
(050) 338 55 32
yogamarket2014@gmail.com
Працюємо: пн-пт 9:00-18:00
Вихідні: сб, нд
Корзина

Давление со стороны и праздничная еда. Что на вас влияет?

27.12.2016

В сезон праздников так хочется разделить приятные моменты с друзьями, коллегами и семьей. В том числе, и праздничную еду, которая так же является источником удовольствия. Некоторые с приближением праздников все сильнее беспокоятся, как бы не поправиться, и постоянно напоминают себе об этом. Другие же пускают всё на самотек: позволяют себе все, а позже сожалеют, когда дает про себя знать изжога, тошнота и пара лишних килограммов.

Почему мы едим те или иные продукты, как мы это делаем во время торжества? Понимание этого может помочь обуздать неумеренность и получить ту же порцию удовольствия.

Исследования показывают, что пищевые привычки формируются социально, и что социум оказывает влияние на то, что и сколько мы едим. Это может быть прямое и сознательное влияние, например, «Ешь овощи, они полезные», или косвенное и подсознательное, в том числе привычки, приобретенные от тех, кто нас окружает. Когда мы едим с другими людьми, мы, как правило, наследуем их. Даже при потреблении пищи в одиночку проявляется влияние взглядов и привычек, которые появились от взаимодействия с другими людьми.

Теория Айкена (Ajken) о Планируемом поведении предполагает, что на поведение, в том числе потребление продуктов питания, влияет три фактора.

✓ Мироощущение.

✓ Восприятие социального давления.

✓ Осознанный контроль над своим поведением.

То, как легко мы попадаем под влияние других, и насколько сильны наши собственные убеждения, окажет влияние на наш выбор.

Почему люди едят то, что они едят?

schitat-kalorii

Короткие факты о рождественских калориях

Коктейль Егг-ног (Гоголь-моголь) содержит 394 калорий на порцию.

Завтрак (блины, сироп, колбасы) содержит 600 калорий.

Рождественский ужин (основное блюдо с вином или пивом) может превысить 1730 калорий.

Выбор пищи для человека формируется целым рядом факторов, по данным Союза информационного продовольственного совета Европы (EUFIC). К ним относятся:

✓ Экономические: стоимость, доходы и доступность (выбор) продовольственных товаров.

✓ Биологические: голод, аппетит и вкус.

✓ Физическое состояние: доступ, образование, навыки приготовления пищи и время.

✓ Социальные: культура, семья, сверстники и пищевые шаблоны.

✓ Психологические: настроение, стресс и чувство вины.

✓ Взгляды, убеждения и знания о еде.

Роль каждого фактора может варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств, а также может зависеть от случая.

В Новый Год или на Рождество вес экономических соображений может снижаться, так как люди экономят или одалживают, чтобы преодолеть рутинный дефицит в особый день.

Биологические факторы также могут меняться. Продукты, связанные с праздником, будут расти в популярности. Люди могут попробовать то, что они обычно не едят, и могут продолжать есть, когда не голодны.

Физические факторы могут нивелироваться. Тот, у кого нет времени, навыков, опыта или всего вместе взятого для приготовления искусных блюд, к примеру, может поесть вне дома, сделать заказ еды, или делегировать эту задачу другому члену семьи.

Продукты, которых не было на протяжении года, внезапно появляются на полках магазинов. Производители и розничные торговцы обеспечивают доступ ко всем лакомствам путем организации дополнительного производства, накопления запасов, или транспортировки продуктов, которых нет на полках в течение всего года.

В то же время, социальные, психологические и мировоззренческие влияния могут выйти на новый план.

Заставляют ли нас окружающие есть больше или меньше?

Исследования показывают, что социальный аспект оказывает сильное влияние на пищевое поведение. Что и сколько мы едим, во многом зависит от окружающих. Короче говоря, мы едим, чтобы произвести впечатление.

В 2016 году исследования Хиггса и его коллег описывают это влияния как «мощное и глубокое».

Люди едят по-разному в группе и в одиночку, и потребление пищи зависит от того, с кем они находятся за столом. Если тот, с кем вы обедаете, ест много, очень вероятно, что вы также съедите больше, чем могли бы в одиночку. А когда мы едим с кем-то, кто ест меньше, чем мы обычно, мы также будем есть меньше.

Кроме того, чем больше группа, говорят исследователи, тем больше люди в ней съедят, независимо от возраста, уровня голода, диетических ограничений и отношения к здоровью. Это действует независимо от того, едим мы со знакомыми или незнакомцами. Норма устанавливается группой, особенно ее членами, которые схожи друг с другом. Чем больше мы идентифицируемся с членами группы, тем более вероятно, что будем им соответствовать.

Более того, мы заинтересованы, чтобы «создать благоприятное социальное впечатление,» говорит Хиггс, и считаем полезным адаптироваться и приспосабливаться к поведению других. И еда, и коллективный опыт вызывают приятные эмоции.

И наоборот, люди на официальном мероприятии менее склонны «начать» блюдо, если никто этого еще не сделал до них. Гости более склонны взять еду, к примеру, если они видят пустые обертки возле блюда с конфетами. Исследователи полагают, что это может быть основано на страхе людской оценки или боязни нарушить какое-то неписаное правило, о котором все остальные, кажется, осведомлены.

Мужчины, женщины и еда

Сочетание людей разного пола в группе имеет дополнительное влияние. Исследователи отмечают, что женщины в ресторане быстрого питания едят меньше в смешанных группах, чем в полностью женской компании. Женщины также потребляют меньше, когда едят с мужчиной. Это обусловлено тем, что они озабочены желанием произвести хорошее впечатление на партнера.

Некоторые исследования показали, что мужчины едят меньше в присутствии партнера женского пола, но потребление растет в группах, которые включают женщин. В другом месте, Кевин Кнайффен с соавторами из Корнельского университета в Итаке, штат Нью-Йорк, обнаружили, что в компании, включающей как минимум одну женщину, мужчины съели на 93% больше, чем когда они ели только с мужчинами.

Ученые предполагают, что это может быть связано с бессознательным желанием «утвердить свою мужественность» в присутствии «желательного партнера». Присутствие мужчин, говорит Хиггс, может напомнить женщинам о своем желании оставаться привлекательной, в результате чего появляется страх набора веса.

Другим объяснением может быть то, что женщины подсознательно придерживаются стереотипа, что женщины едят мало, в то время как мужской стереотип предполагает, что мужчины соревнуются в большем употреблении пищи.

Авторы исследования, опубликованного в Cornell Food и Brand Lab, выражают опасения, что конкуренция в еде среди молодых людей ставит их под угрозу ожирения.

Результаты показали, что, молодые люди, которые участвовали в пищевом соревновании, съели на 30% больше, когда присутствовали зрители. Кроме того, они описали опыт как «вдохновляющий, клевый и веселый.»

Выбор продуктов и культура

Общие культурные ожидания помогают определить, что мы едим. Они также изменяются с течением времени. Размер культурной группы может варьироваться от общенациональной или этнической до группы сверстников или одной семьи.

«Культурная группа имеет свои представления относительно приемлемых продуктов питания, их комбинации, схемы питания и пищевого поведения», EUFIC.

Праздничная трапеза часто делиться с социально близкими нам людьми, с которыми наши пищевые предпочтения, скорее всего, сходятся, согласно Хиггса и его коллег.

Оливье и шампанское – для многих это неотъемлемый атрибут Нового года, но у каждой семьи имеются и свои собственные любимые блюда и предпочтения. Включение в меню блюд, которые стали частью семейной традиции, может заполнить стол количеством еды, которое значительно превосходит необходимое, и сделать переедание неизбежным.

Пищевые модели также различны. Некоторые семьи устраивают праздничный ужин только в Новый год, в то время как другие более богатый стол оставят на Рождество.

Культура в семье и группе сверстников может влиять на роль алкоголя в торжествах. Алкоголь не должен быть частью Рождества, но в некоторых группах отказывающегося от алкоголя человека могут заставить чувствовать себя неловко.

Меню также может варьироваться. Хиггс и соавторы отмечают, что если большая часть группы ценит или отвергает какую-либо пищу, тем более вероятно, что индивид сделает то же самое.

Одна семья может предпочитать мясную еду, в то время как другая считает необходимым большой выбор овощей. Употребление большого количества овощей и небольшого количества мяса свидетельствует о более здоровом питании и меньшем содержании калорий.

Даже приверженцы здорового питания могут сделать неразумный выбор во время празднования. Зная же о давлении традиции, мы сможем сделать здоровый выбор даже в пределах этой традиции.

Влияние со стороны сверстников

Соответствие нормам потребления может быть способом установления идентификации внутри социальной группы.

Изучение перуанских подростков показало, что большинство из них готовит и ест здоровую пищу у себя дома, но со своими друзьями диета забывается в пользу чипсов и содовой. Для молодых людей отказ от вредных привычек может привести к насмешкам и чувству «выбивания» из группы.

Взрослые тоже могут следовать здоровым привычкам большую часть года, но отказываясь выпивать на рождественской вечеринке, могут заслужить репутацию зануды.

Книга Джоан Бергер “Заразный” рассказывает опыт Корин Йоханнессен, социального работника, которая была обеспокоена студенческими попойками. При ближайшем рассмотрении, Йоханнессен обнаружила, что большинство студентов были недовольны этой привычкой, но они делали это потому, что думали, что всем вокруг это нравится. Они хотели соответствовать ожиданиям потому, что не знали, что на самом деле думают другие.

Значение обстоятельств

Еда влияет на настроение, а настроение может влиять на выбор продуктов питания. Трапеза в «праздничном настроении» увеличивает вероятность избыточного потребления вредных для здоровья блюд. Согласно одному исследованию, средний человек потребляет более 7000 калорий на Новый год, что более чем в три раза превышает рекомендованную норму ежедневного потребления калорий.

Жирные продукты, шоколад и алкоголь могут подарить приятные ощущения, но только в краткосрочной перспективе.

Чувство вины?

Праздничное время может быть хорошим оправданием отказа от диеты. В конце концов, Рождество не время, чтобы чувствовать себя виноватыми за съеденное.

Но чувство вины приходит в разных обличьях. Многие люди будут иметь не только один, а два больших приема пищи в один день, так как они навещают родственников. Как можно сказать «нет» маминому знаменитому пирогу, испечённому специально для вас?

Безвыходная ситуация: чувство вины появиться и из-за отказа, и из-за чрезмерного потребления. Переедание провоцирует набор веса и плохое самочувствие от переизбытка пищи. Сказать «Нет, спасибо» может быть трудно, но зато способно предупредить необходимость приема ферментов после.

Свобода выбора

Давайте вернемся к третьей части Айкена (Ajken) «Осознанный контроль над поведением.»

Хиггс и соавторы указывают, что тенденция приспосабливаться «будет зависеть от других факторов, таких как: сколько внимания уделяется норме, насколько мы обеспокоены социальным принятием и наличием других конкурирующих норм, таких как персональные нормы и стереотипы потребления «.

Как мы воспринимаем себя по сравнению с другими, влияет на то, как мы едим. Людям, которые уверены в том, что делают всё правильно, легче сохранять контроль и они менее восприимчивы к давлению. Ученые предполагают, что чем больше наше осознание влияния социальных норм на наше питание, тем менее вероятно, мы поддадимся их давлению.

«Если у нас есть сильные привычки или личные нормы, и мы не очень обеспокоены тем, как нас видят другие, мы можем сохранять устойчивость к влиянию модели,» говорит Хиггс и его коллеги.

Существует мало информации о том, как социальные нормы влияют на наше питание в обстановке праздника, но есть доказательства того, что праздники способствуют перееданию. Исследователи полагают, что повышение уровня информированности о том, что лежит в основе наших решений о потреблении пищи, может помочь нам сделать здоровый выбор.

Новый год, Рождество, Пасха не время для строгих диет, но понимание того, как традиции и давление со стороны сверстников влияет на выбор пищи, может дать больше свободы для альтернативного выбора и удовлетворения индивидуальных потребностей, чтобы избежать переедания и похмелья.

Наслаждайтесь обществом, но прислушивайтесь к своему телу, изучайте свое личное «достаточно»!